Тестирование аккумуляторов прибором Skat-T-Auto
«Он шёл на Одессу,
А вышел к Херсону —
В засаду попался отряд.»
Михаил Голодный - Партизан Железняк

Нам на почту регулярно приходят вопросы относительно использования прибора Skat-T-Auto. Основная претензия владельцев прибора заключается в неодинаковости показаний при измерении емкости аккумуляторов. Мы поставили перед собой задачу проверить работу прибора Skat-T-Auto.

Первоначально мы купили такой прибор. Он производится компанией Бастион г. Ростов-на-Дону.
Называется прибор «Тестер емкости автоматический» Skat-T-Auto.

Ниже приводится Руководство по эксплуатации ФИАШ.411152.011.РЭ
Итак начинаем читать инструкцию.
Что такое оперативная оценка технического состояния аккумулятора? Что он измеряет?
За выше приведенным предупреждением следует строка:

То есть на самом деле производитель тестера подразумевает, что замеряя остаточную емкость аккумулятора, он не замеряет степень его заряженности.

Переходим к разделу «Подготовка к работе»

В идеале, следуя этому указанию инструкции, покупатель в магазине должен требовать от продавца: «Зарядите при мне аккумулятор для тестирования!» При другом варианте у покупателя нет уверенности, что аккумулятор заряжен. И покажите мне того продавца, который заряжает постоянно складские аккумуляторы. Или другой вариант. Покупатель привез аккумулятор к себе, зарядил его, а затем протестировал тестером. Теряется смысл экспресс теста. Если у меня есть возможность аккумулятор зарядить, например в ИБП, то я также могу определить его емкость и без тестера.

В разделе «Подключение тестера» написано предупреждение.
Проверим, так ли это. Тестируем аккумулятор GS 40-12 номинальной емкостью 38-40 Ач.

Фото 1
Крокодилы закреплены на болтах не зажатых. Напряжение 12,4В емкость 8Ач.
Крокодилы закреплены на затянутых болтах. Напряжение 12,4В емкость 17,8Ач.
Крокодилы закреплены на полюсных борнах. Напряжение 12,4В емкость 24,4Ач.
Далее аккумулятор был заряжен, и тестирование продолжилось вновь.
Крокодилы касаются болтов. Аккумулятор заряжен. Напряжение 12,9В емкость 1,8Ач.
Крокодилы закреплены за болты. Аккумулятор заряжен. Напряжение 12,9В
емкость 23,7Ач.
Крокодилы закреплены за полюсные борны. Аккумулятор заряжен. Напряжение
12,9В емкость 38,4Ач.
Как видно из тестирования, о хорошем контакте крокодилов с полюсными борнами производитель тестера не лукавит. Результаты измерений получаются непредсказуемыми. Разница в показаниях фото 3 и фото 6 24,4Ач и 38,4Ач при идентичных условиях контакта, но различной степени заряженности аккумулятора составляет 57%. С точки зрения проведения измерений алогичный результат.

Для полноты картины проверим емкость аккумулятора ПО НАСТОЯЩЕМУ!

Для этого проведем контрольный разряд аккумулятора на электронную нагрузку стабилизированным током 2 А до конечного напряжения 10,8В. Время разряда составило 22ч 49 минут и емкость аккумулятора составила 22:49:39 х 2А = 45,65 Ач
То есть фактическая емкость аккумулятора превышает то, что «намерил» Skat-T-Auto !

У данного прибора есть еще одна особенность: показания прибора в значительной мере зависят от температуры аккумулятора.

Протестируем аккумулятор CSB GP 1272.

Аккумулятор был взят из коробки, после хранения не подзаряжался. Со дня выпуска аккумулятора до дня тестирования прошло 2 месяца.
Как мы видим, чем выше температура, тем выше показания прибора.

В паспорте на прибор приведены поправочные коэффициенты в зависимости от температуры окружающей среды, НО что же мы видим:
а видим мы, что прибор показывает значения далекие от реальности.

Конечно же, мы провели и правильный тест. Аккумулятор был подзаряжен зарядным устройством для компенсации саморазряда в процессе хранения, после чего был разряжен на электронную нагрузку стабилизированным током 0,36 А до конечного напряжения 10,8В. Фактическая емкость аккумулятора составила 8,04 Ач (Тест проводился при температуре 25°С).
Приведем еще одну интересную фотографию
Как мы видим, на фото аккумулятор CSB GP 1272, его номинальная емкость 7,2Ач а прибор показывает 15,8 Ач, УДИВИТЕЛЬНО! История этого аккумулятора такова: этот аккумулятор попал в наш сервисный центр переполюсованным (клиент сначала разрядил аккумулятор до нуля, а затем, неправильно подключив зарядное устройство, зарядил его в обратную сторону (присмотревшись к фотографии видно, что минусовой крокодил подключен к положительной клемме и плюсовой соответственно наоборот) Стоит сказать, что реальная емкость этого аккумулятора при разряде стабилизированным постоянным током на электронную нагрузку составила 0,35Ач! Разница в измеренных значениях, прямо скажем, удивляет!

Так что же НА САМОМ ДЕЛЕ за «10-15 секунд» измеряет прибор под названием SKAT-T-AUTO и где тут Херсон и где Одесса?

Исходя из вышеприведенных измерений и их зависимости от присоединения крокодилов, температуры можно сделать вывод, что данный прибор измеряет внутреннее сопротивление аккумулятора, после чего с помощью алгоритма зашитого производителем он одному ему известным образом это значение пересчитывает в емкость в ампер-часах.

Мы люди любопытные, вскроем прибор и посмотрим что же у него внутри:

Выдим ЖК монохромную матрицу, чип, и т.д. Что прописано в чипе…. Вопрос?,но это к производителю, что он там записал(прошил).Что брал за основу измерений, какую марку АКБ? Ведь у каждой фирмы производителей аккумуляторных батарей свое внутреннее сопротивление.

Зажимы типа китайский «крокодил» длиной 105 мм изготовлены из стали с никелированным покрытием и подключены к тестеру проводом ПВС 3х0.75, таким еще чайники к электросети подключают.

К чести производителя стоит отметить, что каждый из зажимов подключен к прибору двумя проводами, один из которых подключен к одной половине «крокодила» а второй к другой. Сделано это для компенсации ошибки из-за разницы сопротивления проводов. Но на наш взгляд было бы уместным использование в приборе, измеряющем сверхмалые величины, более качественных проводов и зажимов, так как это делают именитые фирмы, производящие тестеры внутреннего сопротивления аккумуляторов. Они используют спец. провода - посеребренные или позолоченные, зажимы с вставками, медь с добавками. И все это для уменьшения погрешности при измерении.

Измерять милиОмы такими проводами и зажимами…все равно что надеть электрон на вилку.

Все же будем немного снисходительны к прибору, у него есть и некоторые плюсы:

+) Цена. Прибор довольно дешев по сравнению с подобными приборами российского производства. Особенно поражает тот факт, что цена некоторых приборов действующих по схожему принципу и со всеми этими же «болезнями» составляет от 25 000 до 60 000 рублей!

+) Скорость измерения. Для действительного измерения емкости аккумулятора требуется провести контрольный разряд, который может занять от минут до нескольких часов, а тут за 10-15 секунд мы получаем циферки, в которые почему то верим.

А теперь еще раз о минусах:

-) Показания в большой степени зависят от контакта между аккумулятором и прибором. В дополнении хочется сказать, что человек пользующий данным прибором считает, что измеряет емкость и совсем не думает о сопротивлении: о сопротивлении проводников, сопротивлении клемм, сопротивлении между болтом и клеммой и т.п. а прибор то измеряет внутреннее сопротивление аккумулятора, выражающееся в крайне малых значениях и где все вышеперечисленные сопротивления имеют большое значение.

-) При измерении не учитываются индивидуальные особенности разных производителей и разных серий аккумуляторов. Далеко не всегда и не для всех производителей показания, измеренные даже в идеальных условиях, соответствуют реальным значениям емкости аккумуляторов.

-) Показания зависят от условий окружающей среды, которые прибор никак не учитывает и никак не компенсирует ошибки, вызванные этими условиями.

-) С помощь прибора невозможно получить показания не отсоединив аккумулятор от работающего оборудования.

-) Прибор может снимать показания только у 12В аккумуляторов, и не имеет возможности тестирования аккумуляторов с номинальным напряжением 2, 4 и 6В.

Вывод можно сделать однозначный:

Используя тестер Skat-T-Auto для измерений невозможно получить реальный результат заряженности аккумулятора и его номинальной емкости. Деньги на покупку тестера потрачены зря.
Made on
Tilda